K  R  A  F  T  W  E  R  K    
дискография - новости - история группы - концертные туры - фотографии - тексты песен - сольные проекты - оборудование - cтатьи, рецензии, отзывы - о проекте - обновления - вопросы / ответы - концерт в России -
       
   

TECHNOPOP или ELECTRIC CAFÉ: Средневековый человек попадает в наше время

В 1981 году состоялось одно из важных событий в жизни группы Kraftwerk, да и в жизни электронной и танцевальной музыки вообще. Вышел один из лучших альбомов в стиле synthpop – «Компьютерный мир». Уже в 1978 году группа обрела большую известность и популярность – вышел альбом «The Man Machine», определивший, во-первых, образ группы, а во-вторых, её стиль – как уже говорилось, «Интеллектуалы из Дюссельдорфа», как прозвали Kraftwerk журналисты, основали новый стиль – синтипоп. Сами они прозвали его робопоп и даже не подозревали, что благодаря этому альбому появится большое количество последователей (как знаменитых, так и не очень). После выхода «Человека-машины» тура не последовало, потому что было полное переоборудование студии, музыканты работали как над новыми музыкальными технологиями, так и над своим образом. В 1981 году вышел альбом «Computer World», который полюбился многим слушателям. Решено было организовать мировое турне. Благодаря уменьшению размеров аппаратуры удалось посетить больше мест: не только США, Германию, Францию и Великобританию, но даже Японию (которая полюбилась музыкантами – стала второй излюбленной страной, после Франции), Индию, а также Восточно-европейские страны (Польшу, Чехословакию, Румынию). Планировалось даже посетить Советский Союз, но не удалось, потому что музыкантов не хотели пускать. По признанию «командира» группы – Ральфа Хуттера, их не пускали, во-первых, из-за того, что они были из ФРГ (а тогда был разгар Холодной Войны), а во-вторых, опасались, что компьютеры и прочая техника, используемая группой, являются либо новыми видами оружия, либо средствами разведки… Благодаря этому поистине грандиозному туру, состоявшемуся в 1981-82 годах, группа стала еще известнее. Не обошлось без курьезов и интересных случаев. Например, в Индии (а концерт там, за всю историю группы, был всего один раз) публика очень внимательно слушала звук синтезаторов, просто сидели все молча и внимали каждому звуку. Музыканты не привыкли к такому приему публикой, поскольку обычно на концертах все чуть ли не срываются с мест, подпевают и танцуют. Здесь же все было наооборот. В Японии, высокотехнологичной и развитой стране, очень полюбили аналогичную высокотехнологичную музыку. У музыкантов появилось большое количество поклонников, а также поклонниц. Вообще, в Японии очень любят, когда приезжают европейцы (только не поп или рок музыканты, а альтернативщики). Стоит отметить такие группы как Rammstein или Тату. Музыка этих групп явно нестандартная. Что всегда производило большое впечатление на японцев. Девушки устраивали баррикады у отеля, где жили Kraftwerk, но стоило ребятам повелеть им разойтись – они послушно расходились, без возмущения. Японские журналисты изобразили группу как типичных японских рабочих. Это очень развеселило группу. На самом деле все было далеко не так – несмотря на музыку, которая писалась Kraftwerk, сами они были обычные, очень веселые люди. И на самом деле они далеко не роботы. В этом может убедиться любой, если ему повезет в жизни когда-нибудь пообщаться с музыкантами.
В 1982 году окончился этот грандиозный тур. Разумеется, благодаря этому, группа Kraftwerk испытала огромный коммерческий успех. В отличие от других групп, на них деньги огромного влияния не оказали – лениться они не стали (хотя могли бы вполне это сделать), наооборот – решили продолжать работать еще в большей мере. У Ральфа Хуттера появляется новое увлечение (слава Богу – не наркотики) – велосипедный спорт. Его друг Флориан Шнайдер тоже начинает увлекаться этим, бросив даже свою былую тягу к дорогим машинам. В 1983 году группа начала работать над концепцией новых своих работ. Они были настолько известны, что им предлагали много различных проектов, в частности – написание музыки для фильмов. 1983 год был юбилейным для велогонки Tour De France, Ральф Хуттер получает заказ от организаторов гонки на написание песни в стиле Kraftwerk для фильма об этом спортивном мероприятии. Разумеется, согласие было получено. Решено было включить музыкальное произведение в новый альбом (который ожидалось закончить и выпустить в 1983-84 годах). Группа работала над новым стилем – технопопом. Альбом решили так и назвать: «Technopop» - по главной композиции. К сожалению, наступил какой-то рок. Решено было включить в альбом 5-6 композиций. Это должны были быть Technopop (который занял бы не много ни мало – почти двадцать минут), The Telephone Call, Sex Object, Boing Boom Tchak и Tour De France. Была еще написана композиция Musique Non Stop, которую, впрочем, в альбом включать не собирались (решили включить её в какой-нибудь сингл). Долго писалась первая композиция. По сведениям очевидцев, существует несколько версий этой композиции. Музыканты зашли в тупик, сделали несколько сырых версий. Хотя позже написали полную версию, как и ожидалось. Решено было сделать упор на остальные композиции. Была готова обложка для будущего альбома, даже получен номер релиза, зарегистрированный в EMI. Был полностью готов сингл Tour De France, а также клип к одноименной песне. Сингл был выпущен летом 1983 года, включающий 3 трека – немецкую, французскую версию, а также ремикс в стиле брейкбит (брейкданс тогда становился очень популярным). Ремикс был выполнен знаменитым французским диджеем и просто другом группы – Франсуа Кеворкяном (более известный как Francois K.). Музыканты стали работать над другими треками. Ральф устраивал каждое утро прогулки и тренировки на велосипеде вместе со своими коллегами. То ли для того, чтобы показать свою храбрость, то ли из-за своей беспечности, он забыл надеть шлем (хотя его предупредил Карл Бартос, что это опасно – ездить без шлема). Но Ральф младшего товарища слушать не стал. Во время совершения сложных велогоночных фигур велосипед Ральфа перевернулся, велогонщик проломил череп. К счастью, друзья вовремя оказали ему помощь и доставили в больницу. Несколько дней он пролежал в коме. Потом почти на полгода группа лишилась своего шефа. Ральф был при смерти. Неизвестно, чтобы потом было, если бы он умер. Наступил 1984 год. Компьютеры Atari уже оказались не столь эффективными. Прочее оборудование устарело. Решено было переходить на IBM PC, менять синтезаторы. Плохо оказалось и то, что была потеряна основная идея и концепция альбома. Все же решено было оставить некоторые треки (отредактировав их). Разработали новую концепцию, был написан еще один трек – Electric Café, а также решили убрать Tour De France. Electric Café был также на французском языке. Добавили Musique Non Stop, также переделав и отредактировав его. Ральф Хуттер нанял со-продюссера – Франсуа Кеворкяна, который занялся также микшированием и стилистикой альбома. Таким образом, получился танцевальный альбом. Ральф отправился в Нью-Йорк – для окончательного микширования, изготовления обложки (её согласился сделать один американский институт – основная идея принадлежит Американской художнице) и финального отбора треков. Так мы получили альбом Electric Café. Выпущен он был в 1986 году. Самой группе альбом не понравился. Все равно чувствовалась сырость и недоработанность. Концертов не было с 1982 по 1986 год. Было запланировано несколько концертов на 1987-88 год. Группа начала работать над подготовкой к ним. Вдруг музыкантам пришла в голову идея перевести весь материал со старых аналоговых кассет на ADAT, были проекты начать использовать сэмплерную технологию. В результате концерты были отложены. Вольфган Флер, перкуссионист (по совместительству – проектировщик мебели и оборудования для студии) группы Kraftwerk, решил, что в нем необходимости больше нет. Он покидает группу, будучи глубоко обиженным на своих бывших коллег. На его место приходит компьютерный специалист, программист, звуковой инженер, работающий в студии KlingKlang – Фриц Хилперт. Он и поныне работает в группе…
Теперь же стоит рассказать о содержании и идее самого альбома. Идея альбома получилась достаточно интересной. Музыканты попытались изобразить все ощущения средневекового человека, попавшего в индустриальный город, где присутствует обилие шумов и различных звуков. Всего в альбом вошли 6 произведений. Итак, первая, заглавная композиция под названием Boing Boom Tchak. Название состоит из бессмысленных слов, изображающих шум. Действительно – в треке звучит брейкбит в сопровождении слов «Boing, Boom, Tchak, Peng, Tong» и некоторых других похожих слов. Затем следует короткая, но очень приятная и запоминающаяся мелодия, после которой следует вокодерная фраза: «Musik Non Stop: TechnoPop», сопровождаемая гудением. Этой фразой объясняется смысл композиции, да и всего альбома. Если в альбоме «Computer World» мы узнавали о будущем компьютеров, то здесь нам преподносят то, как будет выглядеть, возможно, музыка в будущем. А представлять она будет собой огромное количество синтетических и синтезированных звуков, сопровождаемых брейкбитом и вокодерными вставками. Не менее интересна и злополучная композиция TechnoPop, поющаяся на нескольких языках (в оригинале предполагалось использовать 5 языков). Здесь, разумеется, использовалась отредактированная версия исходного трека. Несмотря на это, трек получился на альбоме длинным – он занял около восьми минут. Песня повествует нам о том, что такое технопоп – «индустриальные звуки без остановки, синтетические децибеллы». На альбоме присутствует композиция Musique Non Stop, которая интересна своей неповторимостью и оригинальностью. Начинается все с индустриального шума – возрастающего гудения. Этот шум смешивается с искусственным женским голосом, напевающим (точнее – выкрикивающий) короткую и простую мелодию. Затем этот же голос говорит: «Mu-si-que… Non… Stop… Techno Pop». Также мы слышим мужской голос, произносящий через вокодер ту же фразу. Все это сопровождается очень хорошими битами. Недаром эта вещь заняла первое место в номинации «Лучший трек в стиле брейкбит». На концертах при исполнении этой композиции обычно оживляются брейкеры и устраивают танец в этом стиле. Что хотели выразить автор в нем? Видимо тот факт, что как бы музыка не выглядела – индустриальные шумы или симфонии – она остается музыкой. А музыка – вечна. Вот по этой причине решено было сделать трек в стиле «индустриальный шум», изображая музыку далекого будущего. Ныне эта композиция завершает все концерты группы Kraftwerk, подразумевая то, что музыка не умрет.
Так заканчивается первая часть альбома. Следующие три трека решено было сделать в стили синтипоп, но на этот раз они стали более танцевальными. “The Telephone Call” (“Der Telefon Anruf” – Телефонный Звонок) изображает вполне обыденную ситуацию – человек «тратит свое время, пытаясь дозвониться». Мы слышим телефонные гудки, вращение диска, голоса телефонисток. А поет этот трек Карл Бартос. Неизвестно, почему решили так сделать (вообще, пел все песни Ральф Хуттер, за исключением «Автобана», который поется хором с Флорианом Шнайдером. А также вокодерных вставок, производимых Флорианом). Возможно – для разнообразия. Очень интересные звуки, прекрасная танцевальная синтетическая мелодия и текст (учитывая прекрасные вокальные данные Карла) делают этот трек одним из лучших у группы Kraftwerk за последнее время.
Решено было возбудить тему сексуального насилия. Создан был трек «Сексуальный объект», кстати говоря, существует итальянская версия этой композиции. Автор убеждает неизвестного, что не хочет быть его сексуальным объектом, просит проявить уважение. Группе свойственны защита прав людей и окружающей среды – взять, например, трек «Radioactivity», исполненный в концерте в городе Sellafield. Здесь также не обошлось без этого. Что интересно – по стилю произведения, музыка напоминает отдаленно классическую. Может быть, авторы хотели указать своим слушателям на то, как будет в будущем выглядеть классическая музыка.
Ну и завершает альбом песня Electric Café, придуманная вообще-то для замены Tour De France. Как и последняя, эта песня сделана в стиле «Французский шансон», но только в синтипоп-аранжировке. Возможно, музыканты специально так сделали – в будущем все стили музыки останутся. Но изменится инструментарий. А может быть, музыканты решили сделать пародию на современную поп музыку, но очень уж хорошей получилась эта пародия.
Несмотря на то, что альбом получился неудачным (с точки зрения группы), в нем можно найти много интересного – все зависит от того, как его слушать, а также от фантазии и восприятия музыки слушателем. Если внимательно слушать все композиции, то станут понятны все задумки и идеи музыкантов. Возможно и вы, дорогой слушатель, найдете в нем что-то особенное…

Игорь Кучаев.
2004.


   
       

Представительство группы "Kraftwerk" в Российской зоне Интернет. Создано и поддерживается на основе договоренности между Ральфом Хюттером и студией "Carlos Entertainment".